Перейти к содержимому

Какое давление масла должно быть в двигателе

  • автор:

От давления моторного масла зависит безопасность работы двигателя при любых условиях эксплуатации. На первый взгляд, увеличение давления масла так же опасно, как и его снижение, а игнорирование этой проблемы может привести к массовым и непредсказуемым поломкам, и в результате не избежать капитального ремонта ДВС. В связи с этим каждый автомобилист обязан знать, как привести в норму давление масла, как проверить его уровень и как избежать появления этих неполадок в будущем. Ответы на эти вопросы интересуют как начинающих, так и опытных автомобилистов.

Система смазки двигателя: что это и как она устроена

Автомобильная система смазки предназначена для создания масляной пленки на трущихся поверхностях деталей, взаимодействующих друг с другом. Эта пленка снижает мощностные потери и уменьшает износ силового агрегата. Безусловно, качество пленки зависит от качества масла и технического состояния смазочной системы, которая является частью конструкции двигателя и включает в себя следующие элементы:

  • Заливная горловина – используется для заливки или доливки нового масла
  • Поддон картера – находится в нижней части корпуса ДВС и содержит масло. Его уровень в поддоне должен оставаться в пределах нормы, чтобы двигатель работал правильно. Для измерения уровня как раз используются различные датчики, в том числе и мерный щуп. В поддоне масло накапливается вместе с различными загрязнениями, которые образуются в процессе эксплуатации. Кроме того, поддон оснащен сливным отверстием, из которого можно слить отработанную жидкость при замене масла. Также в ходе этой процедуры надо обязательно заменить пробку вместе с шайбой
  • Маслозаборник – состоит из патрубка, который соединяет поддон с насосом, и фильтра грубой очистки
  • Масляный насос – предназначен для всасывания масла при помощи маслозаборника. При помощи насоса масло подается из поддона в смазочную систему, поэтому крайне важно, чтобы этот элемент работал исправно с момента запуска двигателя
  • Масляный фильтр – размещается на входе в насос и выполняет роль очистки рабочей жидкости от частиц износа – стружки, нагара и других продуктов износа. Фильтры бывают разборные и неразборные. Вторые являются необслуживаемыми, поэтому их надо менять целиком
  • Масляный радиатор – предназначен для снижения температуры рабочей жидкости во избежание ее перегрева. Радиатор, в свою очередь, охлаждается с помощью жидкостной системы охлаждения
  • Магистрали и каналы – по ним масло поступает от одного узла к другому
  • Масляные форсунки – подают масло на стенки цилиндров и поршни
  • Датчики давления, температуры и уровня масла – передают на ЭБУ двигателя различные сигналы, оповещающие водителя о состоянии работы смазочной системы двигателя
  • Клапаны – бывают перепускные и редукционные. Они нужны для поддержания контроля давления масла и управления его подачей в смазочную систему. Эти клапаны расположены возле насоса, фильтра и других ведущих элементов системы

Функции современного автомобильного масла

Если раньше автомобильные двигатели обслуживали с помощью технических жидкостей низкого качества, тогда сейчас развитие смазочных материалов вышло на новый уровень. Помимо смазочной составляющей, теперь современное моторное масло выполняет и другие немаловажные функции:

  • защита от преждевременного износа
  • снижение расхода топлива
  • нейтрализация продуктов окисления и горения
  • поддержание исправной работы гидрокомпенсаторов клапанных зазоров и натяжителей клапанных цепей

Что дает давление масла

Независимо от системы питания и ГРМ важной составляющей каждого типа двигателя является специальный насос, расположенный в районе картера ДВС.

Бесперебойное функционирование насоса обеспечивают шестерни, которые крутят двигатель во время работы. Таким образом, рабочая жидкость постепенно двигается по каналам и поступает в нужные места – в распределительный и коленчатый валы, поршневую систему и т. д. К тому же, именно масляный насос выполняет роль нагнетателя давления масла в ДВС.

От чего зависит давление масла

  • от рабочего объема и типа ДВС (бензинового или дизельного)
  • от количества цилиндров
  • от системы ГРМ (два, три, четыре клапана на цилиндр)
  • от количества и уровня масла
  • от типа ДВС (атмосферного или турбированного)
  • от расположения цилиндров (рядного, V (W)-образного, оппозитного)

Что гарантирует правильное давление масла

  • исправная работа маслонасоса
  • соответствие бензина и масла всем техническим требованиям
  • безопасные зазоры между подшипниками и шейками
  • чистые протоки и отсутствие утечек
  • своевременное обслуживание в зависимости от планового ТО или условий эксплуатации

Как часто надо мерять давление и зачем?

В зависимости от условий эксплуатации важно определиться с периодичностью измерения давления, поскольку лампочка давления масла может не загораться по ряду причин, и поэтому на нее сильно надеяться не стоит. Поэтому лучше подобрать интервал замены, который является индивидуальным для каждого автомобиля и условий использования.

В щадящем режиме эксплуатации можно ограничиться общепринятыми нормами, согласно которым проверку уровня давления масла рекомендуется делать каждые 1-2 тыс. км. При совсем нечастых поездках замеры можно делать раз в месяц.

Нормальное давление в зависимости от объема и типа двигателя

Бензин

  • 1.6-2.0 л – 2 атм. на холостом ходу; 2,7-4,5 атм. на 2000 об/мин
  • 1.8 л – 1,3 атм. на холостом ходу; 3,5-4,5 атм. на 2000 об/мин
  • 3.0 л – 1,8 атм. на холостом ходу; 4 атм. – на 2000 об/мин

Дизель

  • 1,8-2.0 л – 0,8 атм. на холостом ходу; 2 атм. на 2000 об/мин

Как проверить давление масла без манометра

  1. Открыть капот и проверить уровень масла с помощью мерного щупа
  2. Аккуратно выкрутить датчик давления и отсоединить его
  3. Скинуть провод с катушки зажигания, чтобы он не мешал
  4. С помощью электростартера начать вращение коленвала
  5. В месте расположения датчика давления проверить наличие струи масла
  6. Наличие струи указывает на поломку. В этом случае надо срочно обратиться в сервисный центр для проведения диагностики
  7. Отсутствие струи еще не означает, что нет никаких проблем. В идеале должны быть хоть какие-то следы смазки, а их отсутствие говорит о недостаточном поступлении масла в двигатель. На таком автомобиле ездить небезопасно, и лучше поскорее посетить ближайшее СТО

Как проверить давление масла с манометром

Для этой процедуры сначала надо обзавестись переходным штуцером, который можно купить в магазине или изготовить самостоятельно. Данное приспособление обеспечит герметичность перехода со штатного места установки датчика к манометру.

Сама процедура включает несколько этапов:

  1. Запустить двигатель и прогреть его до рабочей температуры
  2. Заглушить двигатель и вытащить ключ зажигания
  3. Вытащить датчик измерения давления
  4. На место датчика поставить ранее изготовленный/купленный штуцер
  5. Подключить к штуцеру манометр, убедиться в герметичности соединения между ними
  6. Запустить двигатель и прогреть его до номинальной температуры
  7. Зафиксировать данные, которые покажет манометр на холостых оборотах двигателя
  8. Зафиксировать данные, которые покажет манометр на 5400 об/мин
  9. Отсоединить штуцер и установить датчик измерения давления обратно на место
  10. Сверить зафиксированные данные с нормальным давлением, которое должно быть указано в техническом паспорте автомобиля

Причины низкого давления масла

  1. Не хватает масла в системе. В этом случае при работающем двигателе должна загореться лампа давления масла. Для проверки уровня надо подождать, пока остынет заведенный двигатель. Затем долить немного масла, после чего лампа должна погаснуть
  2. Высокое сопротивление масляного фильтра – возможно, установлен неподходящий фильтр
  3. Неисправен масляный насос, который не способен давать достаточно давления из-за износа или грязевых отложений на внутренних деталях
  4. Сетка маслоприемника засорилась частицами износа, из-за чего плохо поступает масло и снижается его давление
  5. Заклинивание редукционного клапана в открытом положении
  6. Из-за сильного износа увеличиваются зазоры между закрытыми деталями двигателя, что приводит к снижению давления
  7. Разжижение масла под воздействием топлива или охлаждающей жидкости – это вызывает снижение вязкости и падение давления в смазочной системе двигателя. Разжижение происходит из-за возможного отказа одного из цилиндров, либо топливо по каким-то причинам не сгорает в цилиндре, отчего происходит перенакопление горючей смеси, которая попадает в картер двигателя и проникает в масло. В результате это приводит к повышенному износу цилиндропоршневой группы и увеличению зазоров между поршнем и стенками цилиндра. Что же касается попадания в масло охлаждающей жидкости, то в этом случае тоже возможны технические неполадки ввиду повышенного износа
  8. Засорение или отказ системы вентиляции картера является причиной скопления большого количества картерных газов, которые снижают давление в системе двигателя
НАЙДЕНА ПРИЧИНА падения давление масла в двигателях!!

Причины высокого давления масла

  1. Низкая температура двигателя приводит к охлаждению масла, которое становится холодным. В результате давление в смазочной системе увеличивается в два раза по сравнению с прогретым двигателем. В таком случае рекомендуется прогреть двигатель, чтобы давление пришло в норму и после этого можно начинать движение
  2. Залито неподходящее масло, которое не соответствует требуемым параметрам вязкости и не отвечает заводским допускам и спецификациям. Либо это слишком дешевое или контрафактное масло, которое надо заменить
  3. В результате загрязнения блокируется проход в канале, по которому поступает масло. Это происходит по причине несвоевременной замены моторной жидкости. Кроме того, возможно образование осадка в двигателе и других частиц износа, которые закупоривают масляные каналы. В этом случае надо почистить канал, но при этом не включать двигатель, чтобы вслед за высоким давлением не произошло его мгновенное снижение. Ведь резкое падение давления тоже может навредить мотору
  4. Неполадки с датчиком, который при этом может показывать неправильное давление. Из-за этого на первый взгляд может показаться, что давление действительно высокое. Чтобы убедиться в этих подозрениях, сначала надо проверить достоверность показаний датчика. В этом случае рекомендуется диагностика двигателя и его последующая разборка, а также проверка давления с помощью ручного измерителя. Полученные данные сверяют с показаниями датчика. Таким образом, можно убедиться в правдивости его показаний
  5. Неисправен предохранительный клапан, который необходим для слива излишков масла при увеличении давления в смазочной системе. Если клапан засорен, тогда он не сможет пропускать лишнее масло и это приведет к резкому росту давления в смазочной системе двигателя. В этом случае надо заменить предохранительный клапан или очистить его от мусора. Но так как этот элемент находится слишком далеко, то в большинстве случаев приходиться менять масляный насос целиком
  6. Высокое давление происходит из-за неоригинального датчика давления масла, который установлен между масляным насосом и забитым масляным фильтром. В данной ситуации фильтр может спровоцировать резкое увеличение давления перед фильтром, где установлен датчик давления. При использовании оригинального датчика такой проблемы быть не должно, поскольку он обычно располагается за масляным фильтром, и в этом случае давление наоборот должно уменьшаться в пределах нормы
  7. Некачественное масло – может быть причиной как высокого, так и низкого давления. Использование тонкого или легкого масла низкого качества приводит к снижению давления (из-за того, что такая рабочая жидкость быстро проходит через каналы двигателя), тогда как заправка более густым маслом приводит к повышению давления в смазочной системе. Именно поэтому при выборе подходящего масла необходимо ориентироваться на заводские допуски и спецификации, которые служат своего рода индикатором совместимости масла с двигателем

Заключение

Давление масла, как и его уровень, играет важную роль в безопасной и эффективной работе двигателя на протяжении всей эксплуатации автомобиля. Безусловно, низкое давление несет в себе серьезную опасность, поскольку при это велика вероятность засорение и перегрева деталей двигателя. Что касается высокого давления, то при исправном моторе одной из его причин является холодный двигатель. После его запуска происходит увеличение температуры и давление масла должно прийти в норму.

Если мотор неисправный, то давление может не прийти в норму из-за неисправного предохранительного клапана, неподходящего масла и других неполадок. Что касается допустимых значений, то у бензиновых двигателей нормальное давление является более высоким, чем у дизельных моторов, которые работают на более низких оборотах. У современных автомобилей на приборной панели есть контрольная лампа, которая загорается при слишком низком или высоком давлении. В таком случае нужно вовремя предпринять необходимые меры для того, чтобы из-за этой неполадки не появилось еще больше технических проблем с двигателем.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *