Через сколько нужно менять масло в АКПП

  • автор:

Масло в автоматической коробке необходимо менять через определенное количество пробега, который зависит от заводского регламента, условий эксплуатации и стиля вождения. На периодичность замены влияет множество факторов, а следование общепринятым рекомендациям и заводским требованиям поможет обеспечить стабильную и бесперебойную работу трансмиссии, а также продлит срок годности масла.

Стоит ли менять масло в процессе эксплуатации

Как известно, в последнее время большинство автопроизводителей не советует менять масло в АКПП, поскольку оно рассчитано на весь период эксплуатации автомобиля. С другой стороны, важно иметь ввиду, что на качество и срок годности масла влияют климатические и дорожные условия. Например, в светофорных городских пробках с частыми переключениями передач смазочный материал быстрее утрачивает свои полезные свойства.

Из-за этого приходиться контролировать состояние и уровень жидкости, чтобы избежать появления неполадок, связанных с несвоевременной заменой масла. Даже если коробка передач не перегревается и не испытывает тяжелые нагрузки, рекомендуется все равно почаще проверять масло, особенно если речь идет о поддержанном автомобиле с большим пробегом. Исходя из этого, можно сделать вывод, что из-за непредсказуемых условий эксплуатации и возрастных особенностей состояния транспортного средства надо с осторожностью полагаться на заводские рекомендации, которые не предусматривают замену масла вовсе.

Капнули маслом на бумагу. Слева масло в критичной стадии, в центре необходима замена, справа хорошее состояние

Что советует производители

Ведущие производители коробок передач (ZF, Jatco, GM, Aisin) не рекомендуют менять трансмиссионное масло, которое рассчитано на весь срок службы транспортного средства, то есть в этом случае замена может понадобиться только по прошествии 120-150 тыс. км в зависимости от модели КПП. В то же время, специалисты в этой области придерживаются противоположного мнения – они советуют производить замену каждые 60 тыс. км, то есть в два раза чаще.

Ситуации бывают разные – кому-то надо заменить масло раньше, а кому-то позже. Но ясно одно – не стоит полагаться на максимально возможный регламент в 120-150 тыс. км. Значит, для безопасной эксплуатации и надежной работы КПП масло лучше менять через каждые 60 тысяч км, ведь таким образом можно продлить срок службы коробки передач.

Сроки замены у популярных моделей авто

Hyundai Solaris I, II; Kia Rio III, IV

Модель КПП – АКПП-4 A4CF1; АКПП-6 (после 2015 г.)
Когда менять масло: каждые 90 тыс. км при полной замене или через 60 тыс. при частичной. Ресурс масляного фильтра – 120 тыс. км
Рекомендуемое масло – ATF SP-III или ATF SP-IV

Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia, Volkswagen Passat B6, Audi A3/А4/ТТ

Модель КПП: Aisin 09G (у большинства машин)
Когда менять: каждые 60-70 тыс. км
Рекомендуемое масло – VAG G 055 025 A2, Mobil 3309, Toyota T-IV

Chevrolet Captiva, Epica, Lacetti, Orlando, Cruze; Opel Astra J

Модель КПП: GM 6T40; 6T45; 6T30
Когда менять: каждые 50-60 тыс. км. Капремонт необходим на 120-150 тыс. км
Рекомендуемое масло: Dexron VI

Mazda 6 II GH

Модель КПП: 5-ступеначтый автомат FNR5 (FS5A-EL), являющийся обновленной версией 4-ступенчатого автомата Ford 4F27E
Сроки замены масла: 50-60 тыс. км или 150-200 тыс. км при капремонте
Рекомендуемое масло – Mazda ATF M-V

Сроки замены в зависимости от условий

40-60 тыс. км – в жарких или морозных условиях, с холодными запусками и резкими стартами
50-80 тыс. км – в регионах с умеренным климатом и ровными дорогами, с соблюдением аккуратной езды без холодных и резких стартов

Что будет с коробкой передач, если вовремя не заменить масло

  1. Утечки масла через сальники, снижение давления ATF, поломка коробки
  2. Ухудшается динамика автомобиля и увеличивается расход топлива
  3. Из-за старого масла коробка передач вынуждена переходить в аварийный режим
  4. Появляются посторонние звуки, шумы и вибрации, которых раньше не было

Что дает своевременная замена масла

  1. В коробке передач никогда не накапливаются грязевые отложения
  2. Коробка никогда не перегревается, а детали не подвергаются чрезмерному износу
  3. Обеспечивается плавная работа КПП с быстрым и точным переключением передач
  4. Исключается вероятность непредсказуемых ремонтов и неполадок, которые при несвоевременной замене могут возникать во время движения

Частичная или полная замена

Чтобы определиться с полной или частичной заменой масла, для начала надо обратить внимание, в каких условиях находится автомобиль большую часть времени. Еще важное значение имеет стиль вождения и техническое состояние транспортного средства, а также состояние самого масла. В крайнем случае можно обратиться к специалисту, который даст свою оценку.

Если такой возможности нет или автовладелец желает обслуживать свой автомобиль самостоятельно, тогда следует полагаться на заводской регламент или исходить из условий использования, чтобы выбрать оптимальный способ замены. Частичная замена предусматривает неполное удаление старого масла (от 40 до 60% от общего объема) и последующую доливку нового состава до предусмотренного производителем уровня.

Полная замена – более эффективная процедура, которая позволяет полностью избавиться от остатков старого масла. Еще при этом есть возможность заменить все расходные материалы, включая масляный фильтр. При полной замене сначала выполняется промывка агрегата и удаление масла, а затем заливается новая трансмиссионная жидкость.

Преимущества и недостатки частичной замены

  • необходимо меньше масла, чем при полной замене (от 3 до 5 литров)
  • данная процедура не требует больших финансовых затрат
  • не всегда предусмотрена возможность очистки поддона и фильтрующей системы
  • невелика вероятность поломать механизмы коробки, т. к. не требуется углубленного вмешательства в конструкцию КПП
  • необходима более частая замена масла

Преимущества и недостатки полной замены

  • полное удаление старого масла с заменой масляного фильтра
  • очистка масляного поддона от мусора
  • после этой процедуры повышается плавность и четкость переключения передач
  • нет необходимости часто менять масло
  • снижается расход топлива
  • для полной замены надо в два раза больше масла, чем при частичной
  • полная замена требует сравнительно больших финансовых затрат, а также вмешательства в конструкцию КПП

Признаки плохого масла

  • низкий уровень масляного давления в магистрали
  • пробуксовки при переключении передач
  • вынужденный переход коробки на пониженную и пробуксовка на последней передаче при движении на подъем
  • машина отказывается ехать вперед и назад
  • невозможно переключиться на любую передачу с положения P или N
  • можно переключиться на любую скорость и есть характерные толчки, но машина все равно не едет

Причины старения масла

  1. Со временем в масло попадают физические загрязнители, которые накапливаются в результате постоянного трения движущихся механизмов коробки передач (игольчатых подшипников, сервоприводов и т. д.). Современные АКПП имеют масляные фильтры, которые первое время способны поддерживать чистоту коробки. Это в первую очередь фильтры грубой очистки, позволяющие увеличить пропускную способность масла при низких температурах. Однако очищающих способностей таких фильтров недостаточно, чтобы полностью защитить трансмиссию от попадания мелких частиц, которые вызывают преждевременный износ механизмов коробки передач
  2. Любой современный смазочный материал содержит антиокислительные и антикоррозионные компоненты, устойчивые к повышенному трению и перегреву. Со временем эти вещества утрачивают свои полезные свойства, что приводит к старению и ухудшению качества масла. В результате можно сделать вывод, что несвоевременная замена масла приводит к снижению производительности коробки передач из-за отсутствия необходимой защиты и смазки
  3. Трение не только лежит в основе принципа работы коробки передач, но и является одной из причин увеличения рабочей температуры из-за недостаточной смазки. Старое масло приводит к перегреву и перегрузке деталей коробки, в результате чего могут возникать технические неполадки. Перегрев особенно актуален при частых пробуксовках, буксировке тяжелых грузов и долгом простое в светофорных пробках. Заводской стандарт ATF предусматривает рабочую температуру масла в 90 градусов. Если через 200 циклов произойдет увеличение температуры до 100 градусов, тогда срок службы коробки передач сократится в два раза

Как определить состояние масла

Состояние масла в автомате можно определить по следующим признакам:

  1. Цвет. На наличие загрязнения указывают темный и непрозрачный цвет масла, тогда как молочно-коричневый оттенок свидетельствует о наличии в масле охлаждающей жидкости, которая негативно влияет на работоспособность коробки передач
  2. Запах. Если коробка передач часто перегревается, тогда появляется запах гари и это является причиной значительного ухудшения полезных свойств масла
  3. Внешний вид. По наличию пены или пузырьков в масле можно сделать вывод о том, что в трансмиссию было залито неподходящее масло
  4. Работа коробки – позволяет определить годность масла на основании плавности и скорости переключения передач, а также наличию посторонних звуков, шумов и вибраций, которые обычно появляются из-за старого масла
  5. Тест на бумаге – позволяет быстро определить качество жидкости. Для этого надо капнуть масла на лист бумаги и оценить образовавшееся пятно, которое в идеале должно рассеиваться и приобрести красный или еле коричневый цвет. Если же капля не растекается и имеет темный цвет, то такое масло устарело и его давно пора менять

Выбор масла по модели КПП и марке автомобиля

Hyundai

Модель авто: Hyundai ix35, Santa Fe
Масло для коробки A6MF/LF: ATF SP-IV
Масло для коробки A4A/B; F4A; A4C: Hyundai ATF SP-III или Diamond ATF SP-III
Масло в восьмиступенчатый автомат Hyundai: ATF SP-IV-RR

Volkswagen, Skoda, Seat

Масло для АКПП: G 052 025 A2, Esso Type LT 71141
Масло для DSG мокрого типа: G 052 182 A2
Масло для DSG сухого типа (DQ200): G052512A2
Аналоги для классических АКПП: Toyota T-IV
Аналоги для роботов: SWAG, FEbi, Motul DCTF

Audi

Масло для S-Tronic: G 052 182 A2 или Esso Type LT 71141
Масло для классических АКПП: G 055 005
Масло для автоматов ZF (6 и 8 передач): ZF Lifeguard 6/Lifeguard 8
Масло для 7-ступенчатых роботов с мокрым сцеплением: G 05 218 2A2

Toyota

Модель АКПП: A540H; A241H
Масло: Type T-II, Type T-III, Type T-IV
Масло в АКПП-4: Type T-IV
Масло в АКПП-6 (8): Toyota ATF WS

Ford

Масло в классический автомат: Mercon V WSS-M2C919-E (для Ford Focus 2)
Масло в Powershift: 1 490 763; 1 490 761
Аналоги: SWAG 10 93 0018; Ford WSS-M2C-936-A

Mercedes

Масло для АКПП 722.9 до 2010 г. в. – A001 989 68 03, допуск 236.14
Аналоги – Shell ATF 134, Fuchs titan EG ATF 134, Mobil ATF 134
Допуски для масел с Dexron II: 236.1, 236.5, 236.6, 236.7
Допуски для масел с Dexron III: 236.9

Масло для АКПП 722.9 после 2001 г. в. – A 001 989 77 03, допуск 236.15
Оригинальное масло: A 001 989 77 03, A 001 989 78 03
Аналоги: Shell Spirax S6 ATF 134ME, Fuchs Titan ATF 7134 FE, Shell ATF 134FE

BMW

Масло в АКПП-5 ZF: Esso LT 71 141, Mobil LT 71 141
Масло в АКПП-6 ZF: Shell M1375.4
Масло в АКПП-6 ZF6HP: ZF Lifeguard 6
Масло в АКПП-8: ZF Lifeguard 8 green

Volvo

Масло в АКПП: ATF Volvo T-IV 1161540-8
Аналоги: Mobil ATF JWS 3309, Toyota WS (с 2009 г.)

Peugeot

Масло в АКПП AL4 DP0 – Mobil ATF LT 71141
Аналоги: Dexron VI, Mercon V
Масло в АКПП-6: Mobil 3309

Opel

Масло в АКПП-4: Opel 19 40 184
Аналоги: Dexron III, Toyota Type T-IV
Масло в АКПП-6Т: Dexron VI, Mercon V

Chevrolet

Масло в АКПП-4: Dexron III
Масло в АКПП-6: Dexron VI, Mercon V

Mitsubishi

Масло в АКПП: MMC ATF SP (для Азии), Mopar 7176 (для США)
Масло для АКПП 1992-1995 г. в. – ATF SP; 1995-1997 г. в. – ATF SP-II, после 1997 – SP-III
Масло в АКПП-6: Mitsubishi J3
Масло в вариатор: Mitsubishi Fluid-J1 (Nissan NS-2)

Nissan

Масло в АКПП – Nissan Matic
Масло в вариатор – NS-2 и NS-3 (после 2012 г.)

Honda

Масло в АКПП до 1994 г. – Dexron II
Масло в АКПП после 1994 г. в. – Honda ATF Z1 (можно и Dexron II, но тогда чаще менять)
Масло в АКПП после 2010 г. – Honda ATF DW-1

10 лучших масел для АКПП

Синтетические

ZIC ATF Multi LF

ZIC ATF Multi LF – масло корейской компании SK Lubricants, подходящее для большинства автоматических трансмиссий. Изготовлено на основе фирменного лубриканта Yubase масло отличается доступной ценой и высоким качеством. Обладает устойчивой вязкостью, снижает расход топлива и обеспечивает бесперебойную работу узлов КПП. Подходит для температур до минус 51 гр. благодаря хорошей прокачиваемости.

Достоинства

  • плавное переключение передач
  • снижение рывков
  • снижение шумов и вибраций

Idemitsu ATF

Idemitsu ATF – японское масло для современных автоматических коробок передач. Обеспечивает плавность переключения даже при резких стартах и перегазовках, а также частых поездках по бездорожью. Не склонно к образованию пены, не разрушает уплотнители и исключает вероятность протечек

Достоинства:

  • имеет всесезонные характеристики
  • сохраняет полезные свойства при экстремальных температурах
  • не застывает при температурах до минус 50 градусов

Liqui Moly Top Tec ATF 1800

Liqui Moly Top Tec ATF 1800 – масло с низким уровнем вязкости, хорошо себя зарекомендовавшее в автомобилях азиатского и американского производства. Данный трансмиссионный состав оберегает трансмиссию от повышенного износа и предотвращает перегрев

Достоинства:

  • эффективное очищение трущихся механизмов
  • снижение рабочей температуры для уменьшения трения и повышенного износа
  • устойчивая вязкость на протяжении длительного времени
  • высокие показатели опрыскивания

Elf Renaultmatic D3 Syn

Elf Renaultmatic D3 Syn – масло бельгийского производства, рекомендуемое для автоматических коробок, о чем свидетельствует надпись Automatic Gearbox Oil на этикетке изделия. Подходит только для автомобилей Renault

Достоинства:

  • эффективно и равномерно смазывает труднодоступные места
  • обладает высокой стабильностью и вязкостью
  • препятствует износу и появлению коррозии
  • уменьшает эффект сухого трения между деталями
  • не замерзает при низких температурах
  • обеспечивает мгновенный запуск в холодное время года
  • снижает расход топлива

Полусинтетические

Mobil ATF 320

Mobil ATF 320 – одно из самых популярных импортных масел для грузовых и легковых автомобилей. Его можно использовать даже для смазки гидравлических систем автомобиля. Жидкость является универсальной еще и благодаря тому, что обеспечивает плавное переключение передач и зимой, и летом. Иными словами, это масло можно использовать круглый год. При этом можно не опасаться за ухудшение полезных свойств жидкости вплоть до следующей ее плановой замены.

Достоинства:

  • предотвращает преждевременный износ
  • увеличивает срок службы трансмиссионных узлов
  • обладает хорошей прокачиваемостью и оптимальной текучестью
  • сохраняет свои антикоррозионные и антиокислительные свойства при повышенных нагрузках

Ravenol ATF MM SP-III Fluid

Ravenol ATF MM SP-III Fluid – немецкое трансмиссионное масло, являющееся удачной заменой маслам семейства SP и SP-II. Изготовлено на полусинтетической основе и предназначено для автомобилей азиатского производства, включая Kia, Hyundai и Mitsubishi. Данный лубрикант имеет гидрокрекинговую основу, дополненную полиальфаолефинами и специальным набором присадок. В результате получается продукт высокого качества, обладающий устойчивыми смазывающими свойствами даже в зимний период.

Достоинства:

  • сохранение заводских показателей вязкости и текучести при любых нагрузках
  • имеет низкую температуру застывания
  • характеризуется высокой устойчивостью к окислению
  • защищает от чрезмерного износа, коррозии и образования пены
  • нейтрально по отношению к цветным металлам и совместимо с разными уплотнителями

Lukoil ATF

Lukoil ATF – недорогое трансмиссионное масло для автоматических коробок. Тем не менее, оно подойдет даже для автомобилей, используемых для поездок в тяжелых климатических и дорожных условиях. Масло обладает высококлассной защитой от подделок.

Достоинства:

  • этим маслом можно смазывать автоматы и гидроусилители
  • имеет множество одобрений и допусков со стороны ведущих автопроизводителей
  • не утрачивает своих полезных свойств в холодное время года

Hyundai ATF SP-III

Hyundai ATF SP-III – одно из самых популярных масел в мире, поскольку компания Хендай рекомендует этот продукт для всех своих современных автомобилей с АКПП.

Достоинства:

  • относительная дешевизна в сравнении с аналогами
  • обеспечивает плавную работу КПП независимо от температурных условий
  • совместимо с металлическими деталями и эластомерами

Минеральные

Mazda ATF M-V

Mazda ATF M-V – оригинальная трансмиссионная жидкость для автомобилей Mazda CX-5 и Mazda 6, которые оснащаются автоматами и двигателями Skyactiv. У этого масла есть сравнительно недорогие аналоги, но производитель все же рекомендует именно Mazda ATF M-V. К тому же, при его использовании не придется часто менять масло в отличие от заменителей.

Достоинства

  • можно заливать в АКПП и гидроусилитель
  • высокое качество изготовления и полный набор присадок обеспечивают длительный интервал замены
  • достойные показатели текучести и вязкости, даже несмотря на минеральную основу

Eneos ATF III

Eneos ATF III – всесезонное минеральное масло для АКПП, в том числе и для моделей автоматов с антипробуксовочной блокировкой. Жидкость изготавливается в Японии в соответствии с передовыми требованиями General Motors Dexron. В основе данного масла лежит тщательно подобранный набор базовых компонентов со специальными добавками, которые обеспечивают необходимую вязкость и текучесть практически в любое время года. Для этого масла также характерны химическая стабильность и противодействие продуктам коррозии и окисления.

Достоинства:

  • хорошее соотношение цены и качества
  • можно заливать не только в АКПП, но и в механическую коробку

Заключение

При замене масла в автоматической коробке передач необходимо руководствоваться заводскими рекомендациями и условиями эксплуатации. Также надо учитывать стиль вождения и состояние масла, которое со временем утрачивает свои полезные свойства. Это особенно актуально для тяжелых условий, когда приходиться часто переключать передачи, передвигаться в городских пробках или по бездорожью. В результате возрастает нагрузка и коробка перегревается вместе с маслом. При выборе подходящего масла ATF надо исходить из марки автомобиля, заводских допусков и спецификаций, по которым можно подобрать доступную альтернативу дорогой оригинальной жидкости.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *