Перейти к содержимому

Двигатели совместного производства BMW и PSA (Citroën) — «Prince» на MINI

  • автор:
Prince

В начале 2000-х BMW и французский автоконцерн PSA Peugeot Citroën объединили усилия для создания компактной семьи бензиновых двигателей, получившей кодовое имя Prince. Эти моторы предназначались для современных малолитражных и компактных автомобилей обеих групп, а также были адаптированы для установки на MINI после смены поколения. Совместная разработка позволила использовать передовые технологии — переменный подъём клапанов, непосредственный впрыск, турбонаддув на версии S — при снижении затрат на разработку.

Краткая история проекта

  • Партнёрство BMW и PSA было объявлено в 2002 году. Совместная разработка и промышленная кооперация продолжались несколько лет, и первые серийные моторы начали появляться около 2006 года.
  • На MINI семейство Prince заменило прежний двигатель Tritec (использовавшийся в ранних «новых» MINI R50/R53) и стало силовой основой поколения
  • Компоненты — блоки, головки, поковки — изготавливались на мощностях PSA во Франции, а окончательная сборка двигателей для MINI и некоторых моделей BMW осуществлялась на заводах Hams Hall в Великобритании.

Что такое «Prince» — архитектура и ключевые технологии

Семейство Prince — это рядные четырёхцилиндровые алюминиевые бензиновые двигатели объёмом от 1.4 до 1.6 литра, с 16 клапанами и современным управлением газораспределением и подъёмом клапанов (Valvetronic у BMW, VTi у PSA).

В некоторых исполнениях используется непосредственный впрыск топлива и турбонаддув (для версии Cooper S и других спортивных модификаций MINI).

Эти двигатели проектировались с приоритетом компактности, лёгкости, экономичности и соответствия экологическим нормам Евро-4 и выше.

Кодовые обозначения и соответствие версиям MINI / BMW / PSA

Обозначение Тип / объём Применение Краткая характеристика
EP3 / EP3C (PSA) 1.4 л PSA модели (Peugeot 207 и др.) Атмосферный VTi, младшая версия семейства
N12 (BMW / MINI) 1.6 л MINI Cooper (R56) Атмосферный, Valvetronic / Double VANOS
N14 (BMW / MINI) 1.6 л MINI Cooper S (R56) Турбированный, для спортивных версий
N16 / N18 (BMW) 1.6 л Поздние версии MINI и BMW Улучшенные модификации, более надёжные системы впрыска и фаз

У BMW и PSA — разные внутренние маркировки (EP3/EP6 у PSA; N12/N14/N18/N13 у BMW), но по сути это одно семейство моторов, отличающихся электроникой и деталями турбонаддува.

Типичные паспортные данные популярных версий

Версия Объём Турбо Мощность, л.с. Крутящий момент, Н·м Примечание
EP3 (PSA) 1.4 л нет 75–95 120–135 Атмосферный, младшая ступень
N12 (MINI) 1.6 л нет 115–122 150–160 Базовый двигатель Cooper
N14 (MINI Cooper S) 1.6 л да 170–175 210–220 Ранняя турбоверсия для Cooper S
N18 (MINI JCW) 1.6 л да 184–211 240+ Поздняя, форсированная версия

Где производились моторы

Компоненты и часть сборочных операций выполнялись на заводах PSA во Франции (в частности, Douvrin), а финальная сборка двигателей для MINI производилась на заводах BMW, таких как Hams Hall в Великобритании. Это позволяло адаптировать мотор под специфику MINI и обеспечивать фирменную маркировку «Made for MINI».

Преимущества совместной разработки

  • Снижение затрат на НИОКР: BMW и PSA разделили расходы на создание новой архитектуры.
  • Широкая номенклатура: единая база позволила выпускать атмосферные, турбированные и гибридные варианты.
  • Современные технологии: Valvetronic, VANOS, прямой впрыск и эффективный турбонаддув стали доступны для небольших автомобилей.

Типичные проблемы и слабые места

Владельцы MINI на двигателях Prince, особенно поколения R56 (2006–2013), отмечали ряд типичных проблем.
Наиболее известные из них:

  • Цепь ГРМ и натяжители: характерный металлический шум на холодную («rattle»). Проблема решается ремонтом Mini с заменой цепи и натяжителя при первых признаках.
  • Повышенный расход масла: результат особенностей вентиляции картера и износа колец. Регулярная проверка уровня — обязательна.
  • Износ турбонагнетателя: при несвоевременной замене масла и агрессивной езде ресурс снижается.
  • Неисправности системы Valvetronic и датчиков: выход из строя датчиков фаз, электроприводов и актуаторов приводит к нестабильной работе.

При своевременном обслуживании эти проблемы не критичны. Двигатели Prince способны надёжно служить свыше 200 000 км при правильной эксплуатации.

Почему Prince получил признание

Двигатели Prince не раз выигрывали международные награды в своём классе благодаря высокой удельной мощности, экономичности и компактности. Турбированные версии, применявшиеся в MINI Cooper S и John Cooper Works, сочетали спортивный характер и приемлемый расход топлива. В дальнейшем BMW перешла на собственные моторы серии B38, но именно Prince стал важным шагом к новой философии компактных агрегатов.

Практические рекомендации владельцам MINI

  • Менять моторное масло каждые 8–10 тыс. км, использовать только рекомендованные допуски.
  • Регулярно проверять состояние цепи ГРМ и натяжителя — при появлении посторонних звуков реагировать немедленно.
  • Контролировать систему вентиляции картера и состояние прокладок — утечки масла недопустимы.
  • После активной езды давать турбине «остыть» на холостом ходу 1–2 минуты.
  • Проходить компьютерную диагностику каждые 20–30 тыс. км для контроля систем Valvetronic и VANOS.

Заключение

Совместный проект BMW и PSA под названием Prince стал важной страницей в истории MINI и всего европейского автопрома.

Для MINI он означал переход на новые стандарты: меньший вес, улучшенную экономичность и более динамичную характеристику.

Да, у этих двигателей есть особенности — но при внимательном отношении они радуют владельцев надёжностью и живым характером.

Сегодня Prince уже ушёл в историю, уступив место новым моторам, но его след в поколении MINI R56 останется заметным ещё надолго.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *