Любой двигатель внутреннего сгорания не способен работать без качественной и бесперебойной смазки, которая позволяет избежать преждевременного выхода из строя поршневой группы и подшипников скольжения. Даже начинающим автолюбителям понятно, почему нехватка масла может привести к серьезным поломкам. Также очевиден и тот факт, что на ресурс двигателя негативно влияет и переизбыток масла в двигателе. Чтобы контролировать уровень масла, надо ориентироваться не только по щупу, но и другие факторы, рассмотренные в этой статье.
Как понять, что масло перелито
Перед принятием поспешных выводов для начала надо убедиться, что проблема действительно существует. Первым делом следует замерить масло, и для правильного выполнения перед этой процедурой надо выполнить следующие условия:
Самые популярные статьи на сайте:
- Как часто нужно менять масло в двигателе
- Масло 5w30 и 5w40 в чем разница
- Какое масло заливать в двигатель зимой и летом
- Через сколько нужно менять масло в АКПП
- Убедиться, что автомобиль стоит на горизонтальной поверхности
- Убедиться, что давление в покрышках является одинаковым для всех шин
- Вытащить все из автомобиля, чтобы в салоне не осталось лишних вещей и предметов
- Дать поработать двигателю десять минут на холостых оборотах – этого достаточно, чтобы мотор прогрелся
- Заглушить двигатель и подождать 5 минут
- После этого можно замерить уровень масла с помощью щупа
Подойдут ли другие средства для проверки уровня
Мерный щуп представляет собой мерный указатель, позволяющий с высокой точностью определить уровень масла без какой-либо погрешности. Поэтому в использовании других средств замера нет никакой необходимости. При этом важно иметь ввиду, что в двигателе находится не больше 50% от общего объема системы смазки. Тем не менее, это не означает, что надо заливать как можно больше масла.
Как проверить уровень масла
- Открыть капот, вытащить мерный щуп, протереть его и окунуть обратно
- Снова вынуть измеритель и внимательно на него посмотреть. Масляный след на щупе в идеале должен находиться между метками Max и Min
- Если ничего не видно, надо повторить первые два пункта
Причины увеличения уровня масла
Есть ряд причин, из-за которых возникает перелив масляной жидкости в системе смазки ДВС. Если углубляться в эту тему, можно упомянуть технические особенности системы смазки и личную невнимательность водителя, но в первую очередь надо знать самые распространенные причины:
- В масло попала другая рабочая жидкость, что и привело к увеличению его объема. Не исключено, что чужеродное вещество могло случайно попасть в систему смазки через отверстие для щупа или заправочную горловину. Кроме того, попадание другой жидкости может быть связано с повреждением прокладки под головкой блока цилиндров
- При самостоятельном обслуживании новички могут неправильно залить масло. При замене и сливе, как правило, в системе смазки остается около 200-300 мл старой жидкости. Ее точный объем зависит от конструктивных особенностей двигателя, а новое масло заливают в соответствии с рекомендациями изготовителя. Иными словами, в рекомендуемом заводом объеме никогда не учитывается объем старого масла, которое осталось в двигателе после слива
- Начинающие пользователи не учитывают температуру масла, которое имеет свойство расширяться при нагревании. Мерный щуп при этом должен показывать уровень масла между верхней и нижней насечками. Получается, что если перед заменой масла как следует не прогреть двигатель, тогда велика вероятность превышения уровня залитого масла после продолжительной работы мотора
- Неправильная компрессия тоже является одной из причин превышения уровня масла, если в картер попал мусор или образовался нагар
- Увеличение объема смазки еще может возникать из-за засорения клапана, который отделяет картер двигателя от атмосферы. Засорение клапана увеличивает давление выше допустимой нормы, в результате чего повышается уровень масла. Для решения проблемы необходима очистка вентиляционной системы от грязевых отложений
Случайный перелив
После замены масла далеко не все новички автомобильного мира могут догадаться, что в смазочной системе осталось немного старого масла. Обычно его объем не превышает 300 мл при неполном прогретом двигателе. Но достаточно проехать 10-20 км, чтобы двигатель стал горячим и тогда увеличится уровень масла.
Вывод: никогда не заливать масло на холодном моторе!
Осознанный перелив
Упрямые автомобилисты считают нужным заливать как можно больше масла, потому что так будет лучше для мотора, который в любом случае сам истратит масло и его уровень сам придет в норму. Но такая точка зрения является ошибочной и может привести к серьезным последствиям
Незначительный перелив: последствия
Под незначительным переливом следует понимать уровень залитого масла выше отметки Max в пределах 1 см. На первый взгляд, в данном случае последствия имеют субъективный характер. Ведь при этом можно сколько угодно жаловаться на ухудшение динамики и другие проблемы, которые внушает себе автомобилист. Негативные последствия от такого перелива проявятся только со временем.
Помимо повышенного аппетита к маслу, надо иметь ввиду, что лишний сантиметр уйдет где-то через 1000 км. И он никуда не «испарится», а осядет в виде кокса на маслосъемных кольцах. На стенках камеры сгорания и в катализаторе образуется нагар и сажа, из-за чего возможно появление технических поломок в самый неожиданный момент. Чтобы их избежать, надо вовремя провести обслуживание.
Для начала надо проверить состояние электродов (для этого надо выкрутить свечи зажигания из цилиндров), которые наверняка будут замаслены. В таком случае из выхлопной трубы может выходить черный дым. Через некоторое время возникнут и другие неполадки из-за закоксовки двигателя или засорения каталитического нейтрализатора.
Значительный перелив: последствия
В случае перелива выше отметки Full на более чем 1 см можно говорить о критическом превышении нормы. Из-за этого могут гораздо раньше проявиться не только вышеуказанные неполадки, но и появятся более серьезные проблемы:
- Существенный переизбыток жидкости приводит к ее вспениванию из-за того, что коленвал будет сильно погружаться в масло
- Что касается маслонасоса, для него перелив чреват эрозийным воздействием
- Могут внезапно застучать гидрокомпенсаторы – как при холодном, так и горячем двигателе
- У самого масла произойдет ухудшение качества полезных присадок, и тогда не избежать более ранней замены
- При переизбытке масла бывает такое, что лишнюю жидкость под давлением выкинет через рециркуляцию картерных газов. В итоге масло попадет на впускной патрубок и произойдет загрязнение дроссельного узла, а шток и тарелка каждого клапана будут обрастать грязевыми отложениями
- Критический перелив является причиной течи сальников, ведь этот копеечный расходный материал не способен долгое время «купаться» в масле. У сальников совсем другая задача – отталкивать брызги
Изменится ли качество масла при переливе
Правильное обслуживание двигателя является гарантией постоянной смазки рабочих поверхностей двигателя, подверженных перегрузкам и трению. Таким образом, обеспечивается бесперебойное функционирование смазочной системы автомобиля, и этому может способствовать только качественное моторное масло. В то же время, даже самая дорогая и проверенная брендовая жидкость может навредить двигателю, если ее залить сверх расчетного уровня. Из-за превышения уровня все преимущества такого масла превратятся в недостатки, поскольку произойдет изменение его химического состава в худшую сторону:
- станет больше нагара и продуктов износа
- возможно окисление деталей двигателя
- масло станет густым и помутнеет от частиц износа
- появится осадок и запах гари
Последствия перелива: научная точка зрения
Для вычисления необходимого количества масла для заправки выполняются расчеты исходя из характеристик двигателя. Следовательно, результаты этих расчетов могут быть разными, а основным условием безопасного объема для заправки является целостность и сохранность коленвала, который не должен погружать свои противовесы в масло. Поэтому инженеры подбирают необходимую вместимость картера.
Неправильный расчет вместимости картера приведет к вспениванию масла от ударов, ведь коленвал имеет небольшую рабочую частоту вращения. При этом возможно резкое ухудшение компонентов и присадок под воздействием газомасляной пены. Безусловно, в этом случае не приходиться рассчитывать на долгосрочную работу двигателя и длительный интервал замены масла.
Последствия перелива: практические доводы
Как было сказано выше, перелив в 1 см проявляется не сразу, а постепенно. Сначала произойдет незаметная потеря мощности, а затем свечи накаливания покроются маслом. Замасливание свечей, как правило, происходит из-за попадания маслоэмульсии в цилиндры, вентиляцию картерных газов или маслосъемные кольца, которые к тому моменту могут выйти из строя.
Чем опасен перелив: мнение специалистов
- В любое время года ухудшается запуск двигателя
- Бурный рост количества отложений
- Маслоснасос подвержен перегрузке даже в благоприятных условиях
- Из-за попадания масла в рабочую камеру снижается эффективность работы гидрокомпенсаторов
- Выходит черный дым из-за попадания масла в выхлопную систему
- Перелив приводит к увеличению продуктов износа, которые засоряют катализатор и лямбда-зонд
Опасность вспенивания масла: миф или реальность
Издавна принято считать, что из-за перелива происходит вспенивание масла. С одной стороны, это может быть актуально для старых двигателей или автомобилей с очень большими пробегами. В таком случае действительно надо уделять внимание вспениванию. С другой стороны, в более современных моторах вспенивание масла крайне маловероятно. К тому же, на сегодняшний день для производства смазочных материалов используются передовые технологии, обеспечивающие защиту от вспенивания даже в случае перелива.
Самые распространенные проблемы
Повреждение сальников, прокладок, уплотнителей и других немонолитных соединений. Кроме того, излишки масла попадают на ремень ГРМ и приводят к его обрыву, а некогда чистое подкапотное пространство обрастет комками грязи
Из-за перелива неизбежно «утопание» движущихся частей мотора, которые будут «взбивать» масло вплоть до образования пены и пузырьков воздуха, которые впоследствии проникают в разные части мотора. Из-за этих пузырьков больше всего «достается» гидрокомпенсаторам, которые начинают стучать и требовать замены
Чрезмерный износ фильтра и уменьшение срока годности масла. Из-за активного образования отложений масло быстро чернеет и загрязняет фильтр, который забивается из-за накопления нагара, сажи и других частиц износа
Как удалить лишнее масло с помощью шланга и насоса
Если на мерном щупе обнаружено превышение нормы масла, тогда надо срочно принять меры по удалению лишней жидкости из силовой установки. Для этого можно воспользоваться как услугами специалистов, так и подручными средствами. Например, для этой процедуры подойдет резиновый шланг. В этом случае удаление лишнего масла происходит следующим образом:
- Подготовить шланг и канистру для удаления лишней жидкости
- Использовать насос или шприц, чтобы под давлением слить небольшое количество масла
- С помощью мерного щупа проверить и уровень жидкости, при необходимости слить еще немного масла
Как удалить лишнее масло с помощью отверстия слива
- Установить автомобиль на эстокаду, чтобы обеспечить доступ к днищу
- Открыть капот, выкрутить крышку заливного отверстия
- Под отверстие слива поместить емкость и открутить пробку
- Для полного слива подождать где-то 30 минут, после чего сливную пробку закрутить обратно
- Слитое масло залить обратно в заливную горловину
- Во время заливки надо контролировать уровень с помощью мерного щупа, чтобы потом не пришлось повторять процедуру, поскольку перелитое масло не способно выгорать само по себе
Как в следующий раз не допустить перелива
- Надо быть предельно осторожным и не отвлекаться в процессе замены масла
- Перед заправкой можно заранее отделить то количество жидкости, которого хватит для заливки (из заводской канистры перелить в другую емкость)
- Заливать масло желательно дозированными порциями, пока жидкость не дойдет до оптимального уровня между отметок Max и Min на мерном щупе
- Если по каким-то причинам не получается залить нужный объем, можно запустить двигатель и подождать, пока не затухнет лампа на приборной панели
- Затем выключить зажигание и продолжить доливать состав до нормального уровня
Заключение
Для безопасной и надежной работы двигатель нуждается в постоянной смазке. Но это не значит, что можно переливать масло. Более того, перелив не допустим ни на 1 см, ни на 5 мм. В противном случае возможно резкое ухудшение качества смазочного материала и преждевременный износ компонентов ДВС. Вместе с тем, в результате перелива уменьшится мощность мотора и появятся посторонние звуки и стуки, которые будут указывать на различные технические неполадки. Избежать их появления можно путем своевременной и правильной замены масла, которое надо заливать до необходимого уровня – между отметками Max и Min на мерном щупе. В случае перелива все не так безнадежно, но при этом главное как можно скорее слить лишнее количество масла, пока не начался износ деталей.